2015-06-29T17:00:00+00:00 2015-07-01T01:57:46+00:00 Свет как искусство: эксклюзивное интервью с ведущим голландским дизайнером по свету Они называют себя архитекторами света, удивляют мир футуристическими лампами ручной работы и признаются в любви к русским. Один из основателей голландской Brand van Egmont рассказал о тайнах осветительной моды и вкусах российских клиентов Свет как искусство: эксклюзивное интервью с ведущим голландским дизайнером по свету

Свет как искусство: эксклюзивное интервью с ведущим голландским дизайнером по свету

Они называют себя архитекторами света, удивляют мир футуристическими лампами ручной работы и признаются в любви к русским. Один из основателей голландской Brand van Egmont рассказал о тайнах осветительной моды и вкусах российских клиентов

Свой первый светильник голландский архитектор Вильям Бранд и скульптор Аннет ван Эгмонд скрутили из обычной стальной проволоки в 1988 году. И он тут же стал иконой дизайна. С тех пор «технологичная светопись» от Brand van Egmond покорила полмира. В её основе — идея традиционного ручного производства, усовершенствованного современными технологиями и новейшими материалами. В результате получаются уникальные светильники, почти каждый из которых способен изменяться в соответствии с личными потребностями клиента. Есть такие и в России. Главный редактор Roomble.com Оксана Кашенко специально встретилась с Вильямом Брандом, чтобы узнать, какой свет предпочитают наши соотечественники и что нового придумали в Brand van Egmond, чтобы нас удивить.

Вильям Бранд, архитектор и дизайнер

Окончил Университет искусств в Утрехте, Нидерланды, получив диплом архитектора. В 1989 году вместе со скульптором Аннет ван Эгмонд основал компанию Brand van Egmond и открыл свой цех, потому что сторонние производители не желали браться за такие сложные проекты. Список дизайнерских наград, полученных за эти 25 лет, едва умещается на трёх страницах. Свою цель основатели фирмы cформулировали как «искусство без ограничений» и до сих пор уверены, что воплотить задуманный объект им может помешать только несовершенство технических средств.

brandvanegmond.com

— Вы правы. Каждый год я решаю своего рода головоломку. Обычно только одну. Этого бывает достаточно. В прошлом году, например, это был вот такой объект. Новый подход к традиционному шандельеру, большому подвесному потолочному светильнику. Мы назвали его люстра-ламинария. Знаете такую водоросль?

— Конечно. Вдохновение от природы, как часто говорят...

— Вот именно. Любой, кто знаком с дайвингом, меня поймёт. Ламинария колышется в море, пронизанная дрожащим светом. Это подвижное чудо, которое то прячется где-то внутри, то слепит вам глаза. Просто невероятно. Это было толчком, источником вдохновения, породившим эту форму. Идея имела большой успех.

Именно так мы и действуем — привлекаем внимание, а потом получаем отдачу и отклики. Иногда используем их, чтобы создать что-то ещё. Так и появилась эта серия. А потом мы посмотрели вокруг и еще «доработали» её, уже играя с цветом. Нам стало ясно, что дома становятся всё холоднее и холоднее, потому что в моде очень светлые или холодные оттенки пола и стен.

И мы решили сыграть на контрастах и сделать лампы теплее. Отсюда эта красная медь. В Европе её любят, а вот в России почему-то предпочитают никель. Хотя, наверное, должно было бы быть наоборот, у вас же холоднее, разве нет?

— Что вас вдохновляет и подстёгивает фантазию?

— Можно считать, что я — как писатель, рассказываю истории. Только инструмент у меня немного другой. За каждым моим предметом есть какой-то простой и узнаваемый образ — их ещё называют архетипами. Например кольцо, замок, свеча, камень — что-то основополагающее, трогающее нас на глубинном уровне. Поэтому при всей современности наших светильников они часто отправляют вас в прошлое — перекидывают мостик из прошлого века в фантастическое завтра. Как та же люстра-шандельер, «предком» которой был средневековый замковый свет. Дальше я развиваю мысль, делаю набросок и быстро бегу в мастерскую.

— Сколько времени это может занять?

— Это зависит от объекта. Но я стараюсь, чтобы процесс шёл быстро. Если его затягивать, редко получается хороший дизайн — вдохновение теряется, пока обдумываешь и доделываешь все нюансы и мелочи.

— Можете описать, как это происходит, на конкретном примере?

— Конечно! Вот, смотрите, этот торшер — из последнего. Знаете, что было первоначальным, базовым элементом? Камень и палка. Почему, спросите вы? Да потому что все мы вышли из каменного века. Это самые укоренённые, самые понятные, чёткие для нас образы. Они невероятно притягательны.

— Вам нравится работать с металлами, не правда ли?

— В общем, да, именно. Но как дизайнер я люблю вызовы, как это теперь принято называть — это тоже может стать источником вдохновения. Victoria и Arthur — одна форма и две модели в коллекции — как раз такой случай.

— Это один и тот же светильник?

— Разные. Но архитектура, конструкция объекта — одна и та же. Они просто одеты в разные платья. Вы знаете, что на Ближнем Востоке в большой моде кристаллы. Но с ними важно не перебрать — чуть-чуть лишнего и получается китч. Был спрос и были просьбы, в том числе и ко мне. И хотя я не большой поклонник кристаллов, мне было интересно сделать хорошую работу. И я сделал. Вот эта люстра, с кристаллами — очень жественная — получила имя Victoria. А вот эта, одетая в доспехи, стала Arthur — она мужская. Женское и мужское начала — видите, опять основополагающие для человеческой личности образы, архетипы.

— Я знаю, что у вас много и поклонников, и клентов в России. Как вам работается с русскими? Что они заказывают?

— Знаете, когда я в первый раз столкнулся со спецзаказом из России — а мы часто работаем по индивидуальным заказам частных клиентов со всего мира — я был очень приятно удивлён. Из Victoria и Arthur русские делают выбор в пользу Arthur, точно так же, как и я. И мне это нравится. За последние 10—15 лет у вас невероятно развился вкус. Я говорю без всякой иронии. Вы очень долго прожили в совершенно закрытой стране, почти не имея доступа ко многим культурным явлениям, благодаря которым существует современный дизайн как школа.

Просто удивительно, что вы при этом не застряли в традиционном мышлении с одной стороны и не бросились с головой во всё новое, что хлынуло снаружи. Архитектурные объекты, которые я вижу в Москве в последнее время, показывают, что русские — смелые люди с собственным видением и развитым художественным чувством. Дальше это будет только усиливаться. В России я делал одну из своих самых любимых работ. Хотя я создаю очень декоративные на вид вещи, но по сути я — архитектор-минималист: больше всего мне нравится добавлять детали в эту специфическую минималистскую среду, создавать арт-объект в чистом пространстве. Вот такую вещь я и сделал. И это было поразительно, как внезапный всплеск в абсолютно гладкой и тихой воде.

— Какую комнату вы больше всего любите в доме?

— Столовую, соединённую с кухней, конечно. Это сердце дома. Очаг. Семья. Друзья, зашедшие на бокал вина. Лучшее на свете место. Я очень редко бываю в гостиной: мне там нечего делать, а на телевизор у меня просто нет времени. А вот кухня-столовая — совсем другое дело. Не только когда мы сидим за общим столом, но и когда готовим, собираемся на работу, обмениваемся новостями — это самое тёплое место в доме, самое живое. Кстати, у нас есть отличная коллекция света для такого места. Показать?..

brandvanegmond.com


Оцените статью:

Спасибо за Вашу оценку! Хотите оставить комментарий?
нет отправить
Благодарим Вас за оставленный голос.
keetcnjp